Управление образования ГО Ревда Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 ПРИНЯТА: на заседании Педагогического совета МАДОУ детский сад № 50 17 августа 2023 года Протокол № 1 УТВЕРЖДЕНА: Заведующий МАДОУ детский сад № 50 Н.Н.Юндина ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «САМОДЕЛКИН» Социально-педагогической направленности (творческое развитие) для детей 5-7лет Срок реализации 2 года Автор разработчик: Скворцова Татьяна Сергеевна Воспитатель высшей квалификационной категории г. Ревда Пояснительная записка Нормативно правовые основания 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ 2.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196) 3. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)») 4.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6.Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»»// Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023. Направленность С оциально-педагогическая направленност ь (т ворческое р а звит ие) Актуальность Развитию умений и навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее — ТНР), необходимых для адаптации в обществе, способствует вовлечение их в продуктивную художественную деятельность. Художественное творчество — это один из самых увлекательных и эффективных в контексте задач коррекционной работы видов художественной деятельности. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения способствуют удовлетворению исследовательской потребности детей, пробуждению интереса, развитию трудовых умений и навыков, дают чувство радости от процесса и результатов труда1. Бумагопластика - прекрасное средство речевого и познавательного развития, творческих способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей с тяжелыми нарушениями речи. На занятиях по программе создаются условия для максимально возможной самостоятельной деятельности детей, исходя из особенностей их психомоторного развития. Дети с удовольствием работают 1 1. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М. : Педагогика, 1981. 240 с. 2. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: Для занятий с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2010. 112 с. Отличительные особенности Адресат общеразвивающей программы с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для них нетрадиционные техники работы с бумагой, с необычным материалом — рваной бумагой, ватными дисками, бумажными салфетками, фантиками, одноразовыми тарелками и т.д. Это способствует развитию зрительного восприятия, мелкой моторики; активизируются познавательные процессы, мыслительная деятельность, существенно повышается мотивация к занятиям. Работа с материалами с выраженной фактурной поверхностью (если используется бросовый материал) позволяет развивать тактильную чувствительность, которая воздействует на тактильно-кинетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать поделки из бумаги, которые затем будут использовать в играх, инсценировках оформлении уголка участка детского сада или подарены на день рождения к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе. Отличием данной программы является то, что она ориентирована на эффективное решение актуальных проблем детей с ТНР. Возраст детей: 5-7 лет (два года обучение) Краткая характеристика: Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Развивается изобразительная деятельность детей. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу; 2) от художественного образа к природному материалу. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, Уровень ДОП Режим занятий Объем Срок освоения Особенности реализации ДОП. Особенности организации образовательного процесса рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. В возрасте 6-7 лет дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики. Первый год обучения, год познания - стартовый уровень (минимальная сложность освоения предлагаемого материала) Второй год обучения, год со-творчества - базовый (более высокий уровень) Количество часов занятий в неделю: 2 раза Продолжительность занятий; 25 минут Количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 128 часов, На учебный год - 64 часа (программа осваивается 2 года) Количество недель: 64 Количество месяцев -16, Количество лет -2 года В структуре изучаемого курса выделяются следующие основные темы, такие как: оригами, киригами, pop-upCards; аппликация, мозаика, декупаж; бумажная пластика, квиллинг; папье - маше; Процесс обучения предполагает прохождение следующих этапов. Первый этап-год познания. Второй этап-год сотворчества. Программой курса предусмотрены разнообразные методы обучения: а) объяснительно-иллюстративный (информационно репродуктивный); Формы обучения Перечень видов занятий Перечень форм подведения результатов ДОП Цели ДОП Задачи б) репродуктивный (границы мастерства и творчества); в) частично-поисковый (эвристический); г) исследовательский. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в представлении свободы педагогу в выборе практических заданий. Программа предусматривает частые переключения деятельности с одного вида на другой, что делает работу динамичной, неутомительной. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса, разнообразными средствами распределять материал и время для его изучения, как на группы, так и между группами.. Очная Для проведения занятий используются разные формы обучения: занятие-игра, театр, путешествие, экскурсия, сказка, занятие викторина и др. Инструментарием мониторинга результатов обучения являются: - текущий, фронтальный, выборочный, подгрупповой, итоговый контроль; - конкурс на лучшую работу; - творческие задания, упражнения; - тематические игры. Основными видами контроля на всех этапах обучения является практическая и выставочная деятельность. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью техники «Бумагопластика» О бучаю щ ие -овладение основами изготовления изделий в технике бумагопластике; - расширение знаний о традициях русской культуры и родного края, воспитывать чувства причастности к своему народу и к его истории; Р а зв и в а ю щ и е развитие художественного вкуса, творческого воображения, эстетического восприятия окружающего мира, коммуникативных навыков и познавательных процессов; В оспит ат ельны е Планируемые результаты -формирование потребности добросовестного отношения к труду, аккуратности в работе, любви к родному краю, стране, традициям и культуре. После изучения предложенной образовательной программы, по бумагопластике, обучающиеся первого года обучения знают: - правила техники безопасности с инструментами и материалами; - названия материалов и их виды, свойства и происхождение; - основные термины и понятия принятые в бумагопластике; свойства и возможности бумаги, ниток как материала для художественного творчества; - основы в области композиции, формообразования, цветоведения; - основные виды работ с бумагой; - технику изготовления простых изделий, опираясь на помощь педагога; Умеют: - пользоваться основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; - последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие); - работать нужными инструментами и приспособлениями; - называть и различать материалы и их виды; - выбирать материалы для работы; - складывать под руководством педагога модели на основе базовых форм, модулей, прямоугольников; выполнять изделия в технике бумагопластика, в соответствии с программой; - дополнять изделия другими элементами; - соблюдать порядок на своём рабочем месте. После второго года обучения дети знают: - названия устройств, видов инструментов; - порядок выполнения рабочих движений; - правила безопасности работы и хранения; - технологии выполнения плоских и объёмных изделий. Умеют: - называть и различать инструменты, правильно их держать; - совершать рабочие движения, соблюдая технологические правила безопасной работы; - выбирать инструмент, учитывая свойства материала и технологию его обработки, определять исправность; - создавать плоские и объёмные изделия, в соответствии с программой; - выполнять композиции, панно; - применять термины и понятия в практической деятельности. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график кол-во учебных недель /часов сроки и продолжительность каникул сроки проведения аттестации режим занятий 32/64 май-сентябрь/4 недели Сентябрь/май Вторник: 10.10-10.35 Четверг: 15.30-15.55 Учебный план № Тема октябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 ноябрь 9 10 11 12 13 Бумагопластика Солнышко Цыпленок Хризантема Голубь Божья коровка Морские глубины Изделия из коробок Северный полюс Тестопластика Ежик Декоративное сердце Сказочная птица Хризантема Чайный сервиз «Гжель» Пластинография Кактус в горшочке Чудо плоды Золотая рыбка Оригами: Гусеница Рыбка Собачка Нарцисс Неваляшка Цыпленок Снежинка Снегурочка Объемно-плоскостная аппликация: Снежинка (из манной крупы) Мишутка (из чая) Верблюд (из песка) Зебра на прогулке (с элементом рисования) Котенок пушистик (из пуха) Васька -плутишка (из крупы) Декоративные тарелки: Кот Львенок Моряк Жираф Свинка Сова Лягушка Держатели для карандашей 14 15 16 декабрь 17 18 19 20 21 22 23 24 январь 25 26 27 28 29 30 февраль 36 37 38 39 40 41 42 43 Количество часов 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 2 2 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Март 44 45 46 47 48 49 50 51 Апрель 52 53 54 55 56 57 58 59 Май 60 61 62 63 64 65 Поделки из бросового и материала Подснежники (киндер-сюрпиз) Ваза для цветов (из шпагата) Котенок (коробки) Мышка (пенопласт) Брелок (проволока цветная) Свинка (киндер-сюрпиз) Ваза (пластиковая бутылка) Карандашница (шпагат) Квиллинг Виноград Лягушка -игрушка Вишенки Зайчик Цветок на стебельке Подснежник Уточка Бабочка Объемная открытка (Киригами) Кот и мыши Лесная полянка Слон и слоненок Цапля-балерина Сова Тюльпан Итого 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 2 2 1 64 Дата октябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 ноябрь 9 10 Содержание учебного (тематического) плана Программное содержание Тема Бумагопластика 8 Теория: Рассмотреть иллюстрации с Солнышко изображением сказочных солнышек. Практика: Нарезать полоски, прикрепить к основе. Теория: Чтение стихотворения «Вышла курочка Цыпленок гулять» Практика: Приготовить кусочки бумаги. Намазать клеем, закрепить бумагу. Теория: Рассмотреть картинки с изображением Хризантема хризантем. Практика: Разрезать полоски как бахрому. Скручивать эти полоски в бутон. Теория: Посмотреть презентацию про голубей. Голубь Практика: постепенно собирать голубя. Божья коровка Теория: Рассмотреть картинки с изображением насекомых. Практика: Собирать божью коровку. Теория: Рассмотреть картинки с изображением Морские глубины моря. Практика: нанести клей и разместить линии моря на бумаге. Изделия из коробок Теория: Рассказать детям, что и из бросового материала можно делать различные поделки. Практика: Собрать поделку из приготовленных деталей. Северный полюс Теория: Рассмотреть картинки с изображением северного сияния. Посмотреть мультфильм « Умка» Практика: Учить собирать из отдельных деталей целое. Тестопластика 8 Теория: Рассмотреть картинки с изображением Ежик ежей. Загадки о ежах. Практика: Раскатать тесто, при помощи ножниц вырезать иглы, вставить бусина для глаз. Декоративное сердце Теория: Напомнить свойства теста, поговорить о форме сердечка Практика: Выложить тесто, сформировать форму сердца, трубочкой из коктейля сделать сквозные отверстия в верхней части сердца. Плоской палочкой сделать узор. 11 12 13 14 15 16 декабрь 17 18 19 Сказочная птица Теория: Беседа о сказочных птицах. Чтение описания сказочных птиц из различных сказок Практика: Стекой вырезать силуэт птицы на тесте, инструментами сделать надрезы на крыле, хвосте и туловище. Подсушить. Раскрасить. Хризантема Теория: Рассмотреть цветы на картинках. Беседа о цветах. Практика: Сделать круглую лепешку, тонкой круглой палочкой поставить точки по всей заготовке. Надрезы вокруг центра по кругу. Слепить заготовки листьев. Собрать цветок. Подсушить. Раскрасить. Чайный сервиз Теория: Беседа о посуде. Рассмотреть стиль «Гжель» росписи «Гжель» Практика: Вылепить из теста чайник и чашку. Подсушит. Раскрасить в стиле «Гжель». 4 Пластинография Кактус в горшочке Теория: Свойства пластилина: мягкий, податливый. Загадка. Беседа о растениях пустынь. Практика: Выполнение работы. Материал: Плотный картон, пластилин, бусинки, зубочистки, цветок искусственный, простой карандаш, изображение кактуса. Чудо плоды Теория: Беседа о том, что такое чудо плоды. Практика: Создание лепной картины с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы. Формирование обобщенных представлений об овощах. Золотая рыбка Теория: Чтение «Сказка о рыбаке и рыбке». Рассматривание иллюстраций. Практика: Работа с пластилином на плоскости, создавая изображения в полуобъеме. 8 Оригами: Гусеница Теория: Рассмотреть картинки с изображением гусеницы. Стихи о гусенице. Практика: Из зеленой бумаги приготовить 5 неболыпих'одинаковых квадратов. Рыбка Теория: Загадки про рыбку. Рассматривание картинок с изображением рыб. Практика: Приготовить 2 квадрата одного размера: один желтый, другой красный. Собачка Теория: Беседа о домашних животных. Практика: Приготовить 2 квадрата одного размера. Теория: Рассматривание садовых цветов. Чтение стихов о садовых цветах. Практика: Приготовить 2 - 3 ярко желтых круга и 6 желтых квадратов. Теория: Рассмотреть неваляшку. Отличительное качество этой игрушки. Практика: Приготовить 3 квадрата красного цвета. Теория: Повторить домашних птиц. Рассмотреть картинки домашних птиц. Практика: Приготовить 2 квадрата желтого цвета и полоски красной бумаги. Теория: Рассмотреть картинки с изображением снежинок. Вспомнить, как ловили на варежку снежинки, рассматривали ее во время прогулки. Практика: Приготовить 6 белых квадратов одного размера и круг. Теория: Чтение сказки «Морозко». Рассмотреть иллюстрации в книге. Практика: Приготовить 2 квадрата синего цвета разного размера 8 20 Нарцисс 21 Неваляшка 22 Цыпленок 23 Снежинка 24 Снегурочка январь Объемно плоскостная аппликация: Снежинка (из манной Теория: Беседа о свойствах снега. Рассмотреть крупы) снежинки. Практика: Прорисовать снежинку. Нанести клей. Насыпать манку на изображение снежинки. Мишутка (из чая) Теория: Чтение стихов про медведей. Чтение сказки «Три медведя». Рассмотреть иллюстрации. Практика: Нарисовать медведя при помощи трафарета. Нанести клей. Засыпать гранулами чая. Верблюд (из песка) Теория: Рассмотреть изображения верблюда. Беседа о этом животном. Практика: Нарисовать верблюда при помощи трафарета. Нанести клей. Засыпать песком. Зебра на прогулке (с Теория: Посмотреть мультфильм «Котенок Гав» элементом рисования) Практика: Нарисовать котенка при помощи трафарета. Нанести клей, распределить пух. Котенок пушистик (из Теория: Беседа о том, кто такой плутишка. Рассмотреть картинки с изображением котенка. пуха) Практика: Нанести при помощи трафарета рисунок ката. Васька-лутишка (из Декоративные тарелки Работы (композиции) выполняются на картонных крупы) тарелках, которые представляют рамки. 8 Декоративные тарелки: 25 26 27 28 29 30 февраль 36 Кот 37 Львенок 38 Моряк 39 Жираф 40 Свинка 41 Сова 42 Лягушка 43 Держатели карандашей Март Поделки бросового материала Подснежники (киндер-сюрпиз) 44 45 46 47 48 Теория: Беседа о новой технике работы. Рассмотреть тарелки. Из чего они сделаны. Показать образцы работ. Практика: Приклеить детали кота, раскрасить его Теория: Рассмотреть изображения льва. Практика: Прикрепить детали мордочки. Раскрасить. Теория: Прочитать рассказ про моряков. Посмотреть мультфильм. Практика: Прикрепить детали и раскрасить. Теория: Посмотреть презентацию о жирафах. Практика: Прикрепить детали и раскрасить. Теория: Рассмотреть картинки с изображением свинки. Практика: Прикрепить детали и раскрасить. Теория: Чтение рассказа «Совушка сова- большая голова» Практика: Прикрепить детали, раскрасить. Теория: Чтение рассказа «Лягушка и кувшин» Практика: Прикрепить детали, раскрасить. для Теория: Рассмотреть различные держатели для карандашей. Практика: Прикрепить детали, раскрасить. из 8 и Теория: Рассмотреть картинки с изображением подснежников. Чтение сказки «12 месяцев» Практика: пластилин, трубочки для коктейля, 1,5 литровая бутылка из под кетчупа, отрезки проволоки, бусинки, пластилин, ножницы, шило. Ваза для цветов (из Теория: Рассмотреть разные виды ваз. Беседа. шпагата) Практика: Материалы и инструменты: стеклянная бутылка любой емкости и формы, круг из плотного картона диаметром 20 см, моток шпагата, клей ПВА, ножницы, салфетка. Котенок(коробки) Теория: Рассмотреть картинки с изображением кошек. Практика: Материалы и инструменты: коробки из под чая, бумага, клей. Мышка (пенопласт) Теория: Рассмотреть картинки с изображением кошек. Практика: Материалы и инструменты: коробки из под чая, бумага, клей. Брелок (проволока Теория: Рассмотреть картинки с изображением цветная) мышек. Прочитать «Сказка о глупом мышонке» Практика: Материалы и инструменты: картон, ножницы, пенопласт круглый, клей, салфетка. 49 50 51 Апрель 52 53 54 55 56 57 58 59 Май (киндер- Теория: Беседа о том, что такое брелки и для чего они нужны. Практика: Материалы инструменты: цветная мягкая проволока, ножницы, карандаш, цветные нитки. Рассмотреть иллюстрации с Ваза (пластиковая Теория: изображением свинок. Посмотреть мультфильм бутылка) «Свинка Пепа» Практика: Материалы и инструменты: пустая капсула от киндер-сюрприза, проволока, мех, ножницы, клей. Теория: Рассмотреть вазы. Карандашница Практика: Материалы и инструменты: бутылка (шпагат) пластиковая пустая, ножницы, поролон, пенопласт. 8 Квиллинг Теория: Рассмотреть картинки с изображением Виноград фруктов. Беседа о винограде. Практика: Материал: бумажные полоски разного цвета, клей ПВА, ножницы. Теория: Чтение сказки «Царевна лягушка» Лягушка -игрушка Практика: Материал: зеленые полоски гофрированного картона, клей ПВА, ножницы, скотч. Вишенки Теория: Рассмотреть картинки с изображением фруктов и ягод. Практика: Материал: Бордовые и зеленые полоски картона, клей ПВА, ножницы, скотч. Зайчик Теория: Чтение сказки «Заяц хвастун» Практика: Материал: Белые и розовые полоски гофрированного картона, клей ПВА, ножницы, скотч. Теория: Чтение сказки «Цветик - семицветик» Цветок на стебельке Практика: Материал: полоски картона на выбор, зеленые полоски картона, ножницы, клей ПВА. Подснежник Теория: Чтение стихов о подснежниках. Практика: Материал: полоски белого и зеленого цветов, клей ПВА, ножницы, клеящий пистолет. Теория: Чтение сказки «Хроменькая уточка» Уточка Практика: Материал: цветные полоски по желанию, клей ПВА, ножницы. Теория: Рассмотреть картинки с изображением Бабочка бабочек. Практика: Материал: полоски разного цвета, клей ПВА, ножницы, клеящий пистолет. Объемная открытка 8 (Киригами) Свинка сюрпиз) 60 Кот и мыши 61 Лесная полянка 62 Слон и слоненок 63 Цапля-балерина 64 Сова 65 Тюльпан Итого Теория: Посмотреть мультфильм « Кот Леопольд» Практика: Материал: альбомный лист, цветная бумага, половинка сырой картофелины, гофрированная бумага, фантики от конфет, гуашь, клей карандаш, ножницы. Теория: Рассмотреть репродукции художников с изображением лесных полян. Практика: Материал: два листа цветной бумаги, ножницы, клей. Теория: Просмотр мультфильма «38 попугаев» Практика: Материал: лист цветной бумаги А4, цветная бумага 6-7 см для слоненка, цветная бумага для бабочек и цветов, клей-карандаш или ПВА, ножницы. Теория: Прочитать сказку « Глупая цапля» Практика: Материал: Цветная бумага, ножницы, цветные карандаши или краски, клей. Теория: Посмотреть презентацию про сов. Практика: Материал: 2 листа бумаги размером 20 на 20 синего и желтого цветов для открытки, бумага светло-коричневая, бумага черного цвета, бумага белого цвета, клей, ножницы. Теория: Рассмотреть картинки с изображением тюльпанов. Практика: Материал: лист цветной бумаги А4, полоски бумаги зеленого и розового цвета, клейкарандаш, ножницы. 64 Условия реализации программы Материально техническое обеспечение Информационное обеспечение Кадровое обеспечение Методические материалы Характеристика помещения, перечень оборудования, приборов, материалов для организации занятия Аудио, фото, видео, интернет источники Воспитатель высшей квалификационной категории Скворцова Татьяна Сергеевна Кн. Лаптева Т. «Соленое тесто. Оригинальные идеи для веселого творчества», Кн, Должеко Г.И. «100 поделок из бумаги Кн. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги» Кн. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких Кн. Бубнова Е.В. «Забавные игрушки. Мастерим себе в удовольствие, Кн. Салагаева Л.М «Декоративные тарелки». Дата октябрь ноябрь Тема Оригами. Техника складыва ние базовых форм и моделей на их основе Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения Программное содержание Теория: Правила по технике безопасности с инструментами. Свойства бумаги и ее виды. Основы цветоведения. История возникновения «Оригами». Условные обозначения, принятые в оригами. Способы изготовления квадратов нужной величины. Термины и понятия принятые в оригами. Условные обозначения. Техника складывания базовых форм принятых в оригами и моделей на их основе. Практика: Складывание базовых форм «Треугольник», «Книжка», «Дверь», «Воздушный змей», «Блин», «Двойной треугольник», «Квадрат» и моделей на их основе. Изготовление квадратов разной величины, методом сгибания листа. Работа с ножницами, карандашом. Складывание моделей на основе базовых форм: Игрушки забавы. «Скользящий мальчик», «Говорящая ворона». - Базовая форма «Треугольник». Складывание героев к сказке. «Кто сказал мяу?». «Щенок», «Котик». Оформление мордочки в технике аппликация. - -Базовая форма «Треугольник». Складывание героев к сказке «Теремок» «Зайчик», «Медведь». -Базовая форма «Книжка». Складывание игрушек «Лодка», «Цветок». Путешествие за волшебным цветком на лодке. Оригами. Складывание моделей на основе прямоугольника - Базовая форма «Дверь». «Грибная поляна», «Автомобиль». - Базовая форма «Воздушный змей». «Гномик», «Тополь», «Парусник». - Базовая форма «Блин». «Игрушка-шутка», «Стриж», «Говорящая лиса», «Лыжник». - Базовая форма «Двойной треугольник». «Прыгающие лягушки», «Цветок». - Базовая форма «Двойной треугольник». «Надувной кролик». - Базовая форма «Квадрат». «Тюльпаны». - Базовая форма «Квадрат». «Елочка в снегу». Теория: Техника изготовления прямоугольников нужного формата. Практика: Отработка навыков сгибания, согласно условным знакам принятых в оригами. Складывание моделей из прямоугольников. - Складывание моделей на основе прямоугольника. «Самолеты», «Истребители», «Валентинки», игрушки на руку - собачка, лягушка, кролик. ноябрь Модульное оригами декабрь Киригами (Pop-up Cards и Origamic Architecture) Теория: Техника складывания модулей для масок, панно, игрушек и других изделий и соединение модулей друг с другом. Практика: Путешествие в мир мультфильмов. Модули для масок. Изготовление масок - мышки, медведя, собачки, ...и т.п. Модульные игрушки. Панно «Снеговик». Коллективная работа. Теория: Отличие оригами от киригами. Техника выполнения моделей в технике кирии. Инструменты и материалы для киригами. Техника выполнения открыток с использованием киригами. Практика: Складывание и вырезывание животных, птиц, растений, моделей в технике киригами. Изготовление объемных открыток. январь Бумажная пластика Теория: Правила составления эскиза. Фон. Цветоведение. Выбор сюжета. Инструменты и материалы. Основные техники бум агопластики: -техника «Бумажный комочек»; «Витая спираль», «Петли», «Пушистый шарик», «Фонарик», «Кулечек», «Пластичная полоска», «Бумажные трубочки». Техника изготовления лепестковых цветов, «Гофрировка». Техника и правила выполнения аппликации. Виды аппликаций. Техника и способы вырезывания бумаги. Правила наклеивания аппликации. Техника изготовления травы. Техника изготовления шаров, звезд. Техника вырезания бумаги. Техника изготовления поделок из конуса. Техника выполнения рамок для картин. Техника изготовления снежинок, гирлянд, новогодних украшений. Техника выполнения торцевания. Техника изготовление изделий из коробок, картона, одноразовых, бумажных тарелок. Техника выполнения мозаики. Дизайн изделий дополнительными предметами, нитками. История возникновения русского фольклора. Деревья, птицы Урала, Свердловской области. Практика: Основные правила выполнения аппликации и бумагопластики. Аппликация из рваной бумаги. Размещение мелких и крупных комочков по вырезному силуэту. Изготовление изделий в технике бумажная пластика, -техника «Витая спираль». Береза. Солнышко. Птицы. -техника «Петля». Елка настольная. Оперение птиц. -техника «Пушистый шарик». Ежик. Белочка. Зайчик. Деревья и др. -техника «Фонарик». Композиция «Космос». Звери. Ракеты. Деревья. Птицы и т.д. -техника «Пластичная полоска». Поделки из полосок бумаги разной длины и ширины. -техника «Бумажные трубочки». Коллективная работа. « Русская деревня ». -лепестковые цветы. Роза. Ромашка. -техника «Гофрировка». Бабочки. Цветы. Клоун. -изготовление травы. Приемы выполнения травы. Изготовление рамок для картин. Изготовление панно из одноразовых тарелок. Складывание героев русских народных сказок, оформление костюмов и использованием аппликации. Вырезывание теневого театра. Вырезывание снежинок, игрушек. февраль Квиллинг Теория: Термины и понятия принятые в квиллинге. История возникновения квиллинга. Инструменты и материалы для квиллинга. Техника выполнения плоскостного квиллинга. Насекомые, животные проживающие на территории кемеровской области. Убранство русской избы. Практика: Скручивание полосок бумаги, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей композиции. Композиции из цветов. Животные, насекомые, рыбы в технике квиллинг. Поделки из Теория: Техника работы с гофрированным картоном, его особенности. гофрированного Практика: Игрушки из гофрированного картона. Рамочки для картона фото из гофрированного картона, с оформлением в технике квиллинг. Теория: Инструменты и материалы для декупажа. Техника Декупаж выполнения декупажа. Практика: Оформление фото - рамки в технике декупаж. Теория: История возникновения папье-маше. Папье-маше Основные понятия и термины принятые в папьемаше. Правила выполнения папье - маше. Практика: -техника «Папье-маше». Копилка «Свинка». Итоговое занятие Выставка работ. Индивидуальные часы. 64 Итого март апрель май Формы аттестации, контроля и оценочные материалы № Ф .И . р ебен ка Знает названия материалов и их виды, свойства и происхожде ние Знает основные термины и понятия принятые в бумагопласт ике Знает основы в области композиции, формообразова ния, цветоведения Знает основн ые виды работ с бумага й Умеет складывать под руководством педагога модели на основе базовых форм, модулей, прямоугольн иков Умеет выполнят ь композиц ИИ, панно; «Критерии и способы оценки образовательных результатов» 1. - Критерии и показатели качественной оценки работ (сформированность практических умений и навыков) Самостоятельность в работе самостоятельное выполнение работы, от выбора сюжета до исполнения; выполнение работы с небольшой помощью педагога; выполнение работы под контролем педагога. Умеет применять термины и понятия в практичес кой деятельно сти 2. Трудоемкость сложно; - достаточно сложно; - достаточно просто. 3. Цветовое решение - удачное цветовое решение, цвета подобраны правильно; - неудачное решение, цвета теряются и сливаются. 4. Креативность - самостоятельное составление эскиза предстоящей работы; - оптимальный выбор конструктивной формы изделия; - использование различных способов работы; - изделие выполнено на основе образца. Педагог фиксирует данные в таблице по методике «Пьедестал». Список литературы 1. Афонькина, С. Ю. Драконы и динозавры: Оригами для знатоков. [Текст] / С. Ю. Афонькина., Е. Ю. Афонькина.-Спб.: Издательство Дом «Кристалл», 2001.- 192с. 2. Джоунс, Ф. Фантазии из бумаги: Техники. Приемы. Изделия: Энциклопедия. [Текст] / Ф. Джоунс,- М.: ACT - ПРЕСС КНИГА. -160с. 3. Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги. [Текст] / Г.И. Долженко. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 144с. 4. Кузьмина, М.А. Азбука плетения. [Текст] / М.А.Кузьмина,- М.: Легпромбытиздат, 1992.-320с. 5. Лебедева, Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. [Текст] / Е.Г. Лебедева,М.: Айрис - пресс, 2005.-176с. 6. Максимова, М.В. Послушные узелки. [Текст] / М.Б. Максимова., М.А.Кузьмина.М.: Эксмо, 2002.- 96с. 7. Сержантова, Т.Б. 366 моделей оригами. [Текст] / Т.Б. Сержантова.- М.: Айрис пресс, 2003.-192с. 8. Столяров, С.В. Я машину смастерю - папе с мамой подарю. [Текст] / С.В. Столяров.Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.-112с. 9. Соколова, С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. [Текст] / С. Соколова.- М.: Издво Эксмо; Спб.: Валерии СПД, 2003.-224с. 10. Ступак, Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. [Текст] / Е.А. Ступак.- М.: Айрис пресс, 2007.-160с. 11. Соколова, С. Азбука оригами. [Текст] / С.Соколова,- М.: Изд-во Эксмо; Спб.: Издво Домино, 2006.-432с. 12. Узорова, О. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз. [Текст] / О. Узорова.- Мн.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Издво АСТ»: ЗАОНПП «Ермак», 2004,- 96с.