Управление образования ГО Ревда Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 ПРИНЯТА: на заседании Педагогического совета МАДОУ детский сад № 50 Протокол № 1 от 11.08.2023 УТВЕРЖДЕНА: Заведующий МАДОУ детский сад № 50 Юндина Н.Н. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мастерская радости» художественно – эстетической направленности для детей 5 – 6 лет срок реализации: 1 год Автор разработчик: Зиновьева О.С., воспитатель МАДОУ детский сад №50 г. Ревда Пояснительная записка Нормативноправовые основания Направленность Актуальность Отличительные особенности Адресат общеразвивающей программы Уровень ДОП Режим занятий Объем Срок освоения Особенности реализации ДОП. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)») Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»»// Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023. Социально-педагогическая направленность (интеллектуальное, творческое развитие, подготовка к школе и т.д.) Техническая (конструирование) Туристко-краеведческая Естественнонаучная Физкультурно-спортивная Практика показывает, что к началу школьного обучения дети недостаточно владеют навыками работы с ножницами, работы с красками и кистями, недостаточно точно передают форму предметов, не все могут заштриховывать плотно и в разных направлениях. У некоторых воспитанников плохо развиты умения вырезывания, рисования красками, лепки и рисования животных, людей в движении. Занятий, предусмотренных обязательной частью образовательной программы недостаточно для отработки этих навыков, поэтому возникла необходимость проведения дополнительной кружковой работы. Отличием данной программы является то, что в ней сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Каждый ребенок может в полной мере раскрыть свои способности и дарования. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, с 5 - 6 лет. Базовый 1 занятие в неделю по 30 мин (академический час) 4 часа в месяц. 33 занятия на весь учебный год Учебный год с сентября по май В групповом помещении, используя фронтальные, индивидуальные, подгрупповые занятия. Особенности организации образовательного процесса Формы обучения Перечень видов занятий Перечень форм подведения результатов ДОП Цели ДОП Задачи Очная традиционное занятие - это форма используется при изучении нового материала; занятие–игра - применяется при закреплении, обобщении, знаний, умений, навыков, при подведении итогов за полугодие, год; творческо-поисковое занятие - используется для реализации искусственного созданной педагогам проблемной ситуации; самостоятельная работа - используют её элементы, при выполнении индивидуальных творческих работ воспитанниками; экскурсия - используется при различной степени усвоения новых знаний и закреплении полученных за год. Развитий наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов. Беседа, выставка, творческий отчет, Развитие изобразительных умений, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, экспериментированию с изо-материалами. Образовательные: учить экспериментировать разными материалами; создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов; познакомить с нетрадиционными художественными техниками; совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, побуждать их передавать эти отличия в рисунках; вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. Развивающие: развивать интерес к различным видам искусства (изобразительное искусство, декоративно – прикладное); развивать творческие способности в рисовании; развивать сенсорные способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции; мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение; способность наблюдать, всматриваться в явления природы. Воспитательные: Планируемые результаты воспитывать потребность постоянно общаться с изобразительным искусством; эмоциональную отзывчивость на прекрасное; бережное отношение к природе; воспитывать навыки самообслуживания при подготовке к занятию и уборке после него; Предполагается, что к концу учебного года дети должны овладеть умениями: отмечать красоту и выразительность своих работ и работ других ребят, уметь улучшать изображения; создавать изображения по заданию воспитателя и по собственному замыслу, задумывать содержание своих работ; изображать отдельные предметы и сюжеты, располагая их по всему листу, и на полосе внизу листа; выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, цвет и строение предметов, их характерные особенности; создавать индивидуальные и коллективные композиции предметного, сюжетного и декоративного содержания; создавать рисунки, лепку по мотивам народного декоративно – прикладного искусства; изображать предметы различной формы из отдельных частей и слитно (лепка из цельного куска) пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами; создавать оттенки цвета, смешивая краски с белилами, разбавляя их водой, смешивая краски; использовать для создания изображений в рисунке, лепке, аппликации разнообразные приёмы. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график кол-во учебных недель /часов 33 учебных часа, Зимние: 1 неделя в декабре, 1 неделя в январе. Летние: июнь, июль, сроки и продолжительность август. каникул Май сроки проведения аттестации режим занятий 1 занятие в неделю во второй половине дня Учебный (тематический) план кружка "Мастерская радости" Дата Тема Теория Практика Месяц Октябрь 1 неделя Лепка декоративная рельефная «Листья танцуют» 10 15 2 неделя Рисование с натуры «Осенние листья» Аппликация их осенних листьев Аппликация «Цветные зонтики» Ноябрь 5 20 5 20 5 20 Лепкаэкспериментирование «Пернатые, мохнатые, колючие» Рисование-эксперим. «Чудесные превращения кляксы» Рисование декоративное «Расписные ткани» Аппликация с элементами конструирования «Нарядные пальчики» Декабрь 5 20 5 20 5 20 5 20 Аппликация из фольги и фантиков «Звёздочки танцуют» Моделирование новогодних игрушек из выты и бумаги "Снегири и яблочки" Аппликация с элементами конструирования "Ёлочки-красавицы" Лепка из солёного теста "Звонкие колокольчики" Январь 5 20 5 20 5 20 5 20 Рисование с элементами аппликации 2начинается январь, открываем календарь" Лепка сюжетная "Зимние забавы Рисование по замыслу "Весёлый клоун" 5 20 5 20 5 20 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Февраль 1 неделя Рисование с опорой на фотографию "Папин портрет" 5 20 2 неделя Аппликация предметнодекоративная "Галстук для папы" Рисование по замыслу "Фантастические цветы" Рисование по представлению портрета мамы Март 5 20 5 20 5 20 Лепка угощений из сдобного или песочного теста "Крямнямчики" Рисование в технике "по мокрому" "Весеннее небо" Лепка декоративная "Весенний ковёр" Аппликация с элементами рисования "Нежные подснежники" 5 20 5 20 5 20 5 20 Рисование-экспер."Я рисую море" Аппликация с элементами рисования "По морям, по волнам..." Лепка рельефная "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет" Аппликация из цветной бумаги или ткани "Наш аквариум"(коллективная) Май 5 20 5 20 5 20 5 20 Рисование - эксперим. "Зелёный май" Аппликация коллективная "Цветы луговые" Аппликация силуэтная симметричная "Нарядные бабочки" 5 20 5 20 5 20 5 20 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Рисование предметное "Радуга-дуга" Содержание учебного (тематического) плана ноябрь октябрь сентябрь Дата ЗадачЗ Тема занятия Задачи Материалы Инструктаж с воспитанниками по правилам безопасности во время проведения занятий Лепка фигуры человека разной Пластилин, стеки, 1 неделя Лепка предметная «Весёлые человечки» (Лыкова с.16) формы: девочки из конуса, мальчик из цилиндра 2 неделя Рисование: «Весёлое лето» (Л.с.20) 3 неделя Аппликация «Весёлые портреты» (Л.с.18) Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами. Вырезание овала (лица) из бумаги, сложенной вдвое, оформление причёски обрывной аппликацией. 4 неделя Рисование «Лето красное прошло» (Л.с.26) Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры 1 неделя Лепка декоративная рельефная «Листья танцуют» (Л.с.46) Знакомство с техникой рельефной лепки 2 неделя Рисование с натуры «Осенние листья» (Л.с.50) Рисование с натуры, передавая их форму карандашом и колорит- акварелью 3 неделя Аппликация их осенних листьев (Л.с.56) 4 неделя Аппликация «Цветные зонтики» (Л.с.54) Создание предметных и сюжетных композиций из прир. материала – засушенных листьев, семян, лепестков Вырезание купола зонтика приёмом закругления уголков у квадрата или прямоугольника, оформление края «зубчиками» или «маковками» 1 неделя Лепкаэкспериментирование «Пернатые, мохнатые, колючие» (Л.с.70) Экспер. с пластичными материалами для передачи особенностей покрытия тела разных животных дощечки, салфетки. Вылепленный цилиндр и конус с шариком наверху (голова) Белые листы бумаги, цветн. карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики. Цветная бумага, прямоугольники розовой бумаги, фантики, серпантин, белый и цветной картон, клей, салфетки, клеенки, ножницы, Белые листы разного формата, акварель, кисточки, фломастеры, баночки с водой, палитры, 4 абстрактные цветн. композиции. Пластилин, картонные формы, стеки, салфетки, открытки с изображением листьев и деревьев Акварель, белая бумага, палитры, кисточки, баночки с водой, простые карандаши, осенние листья, репродукции картин. Засушенные листья, семена, цветной картон, клей, салфетки, варианты композиций. Бумажные квадраты и прямоугольники разного цвета для вырезания зонтиков, ножницы, клей, салфетки, клеёнки, коробочки для обрезков, рисунки неба для фона. Пластилин, стеки, зубочистки, трубочки для коктейлей, колпачки фломастеров, образцы лепки восп. Рисование-эксперим. «Чудесные превращения кляксы» (Л.с.80) Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами, «Оживление» необычных форм 3 неделя Рисование декоративное «Расписные ткани» (Л.с. 84) Рисование раппопортных узоров по всему пространству листа бумаги; развитие чувства цвета, ритма, формы 4 неделя Аппликация с элементами конструирования «Нарядные пальчики» (Л.с.86) Изготовление персонажей (одежды) для пальчикового театра. активизация симметричного способа аппликации из бумаги и ткани 1 неделя Аппликация из фольги и фантиков «Звёздочки танцуют» (Л.с.96) 2 неделя Моделирование новогодних игрушек из выты и бумаги "Снегири и яблочки" (Л.с.98) Вырезание звёздочек из красивых фантиков и фольги, сложенных дважды по диагонали, освоение прорезного декора. Моделирование птиц из ваты и бумаги; изготовление игрушекподвесок для новогодней ёлки 3 неделя Аппликация с элементами конструирования "Ёлочки-красавицы" (Л.с.102) Изготовление новогодних открыток-самоделок с сюрпризом (симметричным способом) 4 неделя Лепка из солёного теста "Звонкие колокольчики" (Л.с.104) Создание объёмных полых поделок из солёного теста и декоративное оформление по замыслу декабрь 2 неделя Гуашь, цвветная тушь, кисточки, старые зубные щетки, тряпочки, газеты, баночки с водой, соломинки, губки. Бумага белая и цветная, акварель или гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, баночки с водой, кисточки, образцы тканей. Картонные трафареты для прикладывания к тканям. Прямоугольники или квадраты из цветной и фактурной бумаги, ткани, фольги, фантики, ножницы, коробочки для обрезков, фломастеры. Красивые фантики, ножницы, коробочки для обрезков, фольга. Вата, мягкая бумага, бумажные салфетки, бумажные прямоугольники черного цвета, клей ПВА, кисточки клеевые, для рисования, гуашь, мисочки для замешивания бумажного теста, салфетки, зубочистки, бусинки для глаз. Поздравительные открытки,листы цветной бумаги, ножницы, коробочки для обрезков, клей, простые карандаши, гуашь, кисточки, салфетки, образец. Соленое тесто, стеки, колпачки фломастеров, узкая тесьма10-15 см январь февраль март Инструктаж с воспитанниками по правилам безопасности во время проведения занятий Составление гармоничных 12 листов разного цвета 2 неделя Рисование с элементами цветовых композиций, (асс. с временами аппликации передающих впечатления о года)12 силуэтов «Начинается январь, разных временах года дерева, гуашь, цветные открываем календарь" карандаши, (Л.с.106) фломастеры, кисточки, палитры, баночки с водой. Лепка сюжетная Составление коллективной Пластилин, стеки, 3 неделя "Зимние забавы» сюжетной композиции из дощечки, схематичные (Лс.114) фигурок, вылепленных на изображения человека, основе цилиндра надрезанием основа для стекой коллективной работы. Рисование выразительной Гуашь, кисточки, 4 неделя Рисование по замыслу "Весёлый фигуры человека в контрастном баночки с водой, клоун" костюме - в движении и палитры, белая и (Л.с.120) передачей мимики тонированная бумага разного размера. Рисование с опорой Рисование мужского портрета с Белая и тонированная 1 неделя на фотографию передачей характерных бумага разного "Папин портрет" особенностей внешнего вида, формата, гуашь, ( Л.с.136) характера, настроения баночка с водой, конкретного человека семейные фото, опорные рисунки для этапов работы. Освоение разных способов Цветная бумага, 2 неделя Аппликация предметноизготовления и оформления лоскутки и полоски декоративная галстука из цветной бумаги для ткани разной "Галстук для папы" оформления папиного портрета расцветки, ножницы, (Л.с.138) фломастеры, портреты пап, нарисованные ранее Рисование фантазийных цветов Белая и тонированная 3 неделя Рисование по замыслу по мотивам экзотических бумага, гуашь, "Фантастические растений, акварель, фломастеры, цветы" гелевые ручки, цветные (Л.с.132) карандаши (по выбору детей) Рисование женского портрета с Белая и тонированная 4 неделя Рисование по представлению передачей характерных бумага, гуашь, портрета мамы особенностей внешнего вида, кисточки, баночки с (Л.с.142) характера, настроения водой, салфетки, конкретного человека палитры, фото, опорные рисунки для показания этапов работы. Лепка угощений из Лепка съедобных кондитерских Сдобное тесто, 1 неделя сдобного или и кулинарных изделий вручную формочки для выпечки, песочного теста скалка, разделочная "Крямнямчики" доска, ножи, коробка (Л.с.144) для хранения теста. 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя апрель 2 неделя 3 неделя 4 неделя май 1 неделя 2 неделя Рисование в технике "по мокрому" "Весеннее небо" (Л.с.168) Свободное экспериментирование с акварельными красками разными худ. материалами Белые листы бумаги, акварель, ватные тампоны, баночки с водой, цветные карандаши или фломастеры, простые карандаши. ластики. Лепка декоративная Лепка коврика из жгутиков Пластилин, стеки, "Весенний ковёр" разного цвета способом простого квадраты из цветного (Л.с.166) переплетения картона Аппликация с Воплощение в худ. форме своего Рисунки весеннего элементами представления о первоцветах, неба, цветная и белая рисования "Нежные поиск средств бумага, ножницы, подснежники" выразительности.(тень, простые карандаши, (Л.с.170) ноздреватый снег) ластики, клей, салфетки, клеенки, коробочки для обрезков. Открытки с первоцветами. Рисование-экспер."Я Создание образа моря Листы белой бумаги рисую море" различными нетрадиционными разного размера, (Л.с.172) техниками кисточка, поролоновые губки, зубные щетки, др. бытовые предметы, клей, салфетки, пластилин, стеки, бисер для мелких деталей. Аппликация с Создание корабликов из бумаги; Цветная бумага, элементами самостоятельное обрезки, фантики, рисования "По морям, комбинирование приёмов салфетки белые и по волнам..." силуэтной и рельефной светло-голубые, (Л.с.174) аппликации ножницы, клей, коробочки для обрезков, салфетки. Лепка рельефная Знакомство с новым приёмом Пластилин, картон "Ветер по морю рельефной лепки - цветовой разной формы и разных гуляет и кораблик растяжкой размеров, стеки, подгоняет" кусочки картона. (Л.с.176) Аппликация из Составление, гармоничных Цветная бумага, цветной бумаги или образов рыбок из отдельных кусочки яркой ткани, ткани "Наш элементов (кругов, овалов, ножницы, клей, аквариум" треугольников) салфетки, коробочки (коллективная) для обрезков. (Л.с.194) Рисование - эксперим. Экспер. освоение цвета; Гуашь и акварель, "Зелёный май" развитие творческого палитры, кисти, щетки (Л.с.196) воображения, чувства цвета и зубные, тампоны композиции; расширение ватные, салфетки весенней палитры бумажные и тканевые, баночки с водой. Аппликация Вырезание розетковых цветов из Цветная бумага, коллективная "Цветы бумажных квадратов, готовые бумажные луговые" (Л.с.198) сложенных дважды по формы - цветные диагонали с передачей разной формы лепестков 3 неделя Аппликация силуэтная симметричная "Нарядные бабочки" (Л.с.204) Вырезание силуэтов бабочек Из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и оформление по своему желанию 4 неделя Рисование предметное "Радугадуга" (Л.с.202) Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами квадраты разной величины и цвета, ножницы, простые карандаши, салфетки, клей, клеенки, коробочки для обрезков. Клеенки, бумага, готовые бумажные формы- цветные квадраты и прямоугольники, фантики, ножницы, салфетки, клей, понорама «Наш луг» Листы белой и голубой бумаги большого формата, акварель, кисточки, баночки с водой, салфетки. Условия реализации программы Материально техническое обеспечение Информационное обеспечение Кадровое обеспечение Методические материалы Занятия проводятся в групповой комнате, за столами. На всех детей для рисования: гуашевые, акварельные краски, пастель, фломастеры, простые и цветные карандаши, восковые мелки, кисточки разных размеров, палитры, баночки для воды, нетрадиционные материалы( зубные щетки, трубочки для коктейлей. ватные шарики, палочки и т.п.), бумага разных форматов, оттенков.. Для аппликации: бумага цветная, белая - разных размеров, бумага разных фактур, ткань, обрезки ткани и бумаги, фантики, ножницы, клей, салфетки матерчатые, бумажные, клеёнки, природный материал (сухие листья, семена и пр.), картон. Для лепки: пластилин, соленое тесто, сдобное тесто, стеки, картон. досочки, салфетки, бросовый материал (колпачки фломастеров, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.) Аудио, фото, видео, интернет источники, репродукции картин, художественные открытки. Воспитатель высш. кв. категории Зиновьева О.С. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа Издательский дом «Цветной мир» ,«КАРАПУЗ», Творческий центр СФЕРА , Москва 2010 Формы аттестации, контроля и оценочные материалы В процессе обучения применяются следующие виды контроля: 1.Первичное диагностирование (сентябрь - октябрь). Проводится после изучения каждого раздела программы, проходит обсуждение. 2. Промежуточный контроль. Проходит в середине года (январь), в конце первого полугодия. 3. Итоговый контроль (май) Проходит в конце года, в форме выполнения работы по одной из изученных в течение года тем. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребёнка, но и его способностях к творчеству. Основными критериями оценки достигнутых результатов являются: Самостоятельность выполнения работы; Качество работы; Фантазия, оригинальность. Формы проведения мониторинга: Высокоформализованная (тесты) Низкоформализованная (наблюдение, беседа) Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в форме: итоговых занятий по изученным темам; диагностики - методом наблюдения (заполняется мониторинговая карта). По уровню освоения программы результаты достижения воспитанников подразделяются на несколько уровней: 1. высокий 2. средний 3. низкий Диагностические показатели рассматриваются, как перспектива в дальнейшей совм естной деятельности педагогического коллектива с каждым ребёнком. Список литературы И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа Издательский дом «Цветной мир» ,«КАРАПУЗ», Творческий центр СФЕРА , Москва 2010