ДООП Выжигание по дереву

Управление образования ГО Ревда
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50
ПРИНЯТА:
на заседании Педагогического совета
МАДОУдетский сад № 50
«17» августа 2023г.
Протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Заведующий МАДОУ детский сад № 50
Н.Н.Юндина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности по обучению работе с деревом
«Выжигание по дереву»
для детей 5-6 лет
Срок реализации 1 года

Автор разработчик: Воспитатель
Лескова Ольга Николаевна, воспитатель

г. Ревда

Пояснительная записка
Нормативно­
правовые основания

Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам (Приказ Министерства просвещения РФ от
9.11.2018 г. № 196)
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»)
Концепция развития дополнительного образования детей
до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022
г. № 678-р);
Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении
СанПиН
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения
детства, семьи и воспитания»»// Москва: Институт изучения
детства, семьи и воспитания РАО, 2023.

Направленность

Программа «Выжигание по дереву» имеет художественную и
научно-техническую направленность, базового уровня
сложности. Программа ориентирована на применение широкого
комплекса по целевой установке - знания не только усваиваются
учащимися, но и активно используются в их жизнедеятельности.
Выжигание - один из самых распространенных видов
декоративно прикладного искусства среди школьников.
Обучение мастерству выжигания по дереву, включенное в
воспитательно-образовательный процесс дополнительного
образования, может быть эффективным при реализации
следующих условий: □ выжигание по дереву рассматривается
как один из компонентов эстетического воспитания,
заключающийся в формировании личностной ориентации
учащихся, в нравственно-эстетической оценке действительности
и народного искусства; □ приемы и методы обучения
применяются с учетом возрастных особенностей,
индивидуальных качеств учащихся; □ обучение должно
соответствовать характеру учебно-воспитательных задач,
учебному времени, отведенному программой, быть посильным
для учащихся, располагать творческим поиском, соответствовать
требованиям эстетики.
технические умения, навыки нужны всегда и во все времена. Но
сейчас все меньше и меньше уделяют внимание данному виду
деятельности. А это помимо технических навыков и умений,
развивает фантазию, мышление, творческие способности,
эстетический вкус, внимание, то есть все психологические
процессы,
которые
способствуют
развитию
ребенка,

Актуальность

осуществляют психологическую и практическую подготовку к
труду.
Доказано, что создание художественных изделий положительно
влияют на психику, помогая переключаться на другой вид
деятельности, что способствует снижению утомляемости и
нервного напряжения.
Занятия по «Выжиганию» открывают для детей широкий
простор для творчества, способствует развитию сенсомоторики,
согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию
координации движений, точности выполнения действий.
Новизна программы «Выжигание» заключается в том, что
помимо обучению основам изобразительной грамоты и
формированию художественных знаний она позволяет
усложнять и разнообразить деятельность детей.
Отличительные
особенности
Адресат
общеразвивающей
программы
Уровень ДОП

Программа
построена
как
модульная,
традиционная,
возможность реализации индивидуального образовательного
маршрута
группа детей 5-7 лет

Стартовый (минимальная сложность освоения предлагаемого
материала)

Режим занятий

1 занятие в неделю

Объем

Кол-во учебных часов, запланированных на весь период
обучения 40

Срок освоения
Особенности
реализации ДОП.
Особенности
организации
образовательного
процесса
Формы обучения
Перечень видов
занятий

1 год
в рамках очного обучения

Перечень форм
подведения
результатов ДОП
Цели ДОП

Задачи

Очная
Занятия проводятся в разнообразных формах,с использованием
различных методов: -словесный метод: беседа, рассказ,
обсуждение: -практическая работа- основная форма проведения
занятия; -наглядный метод- демонстрация презентаций, образцов
работ.
Опрос, контрольная, самостоятельная работа, творческие работы,
выставки работ, собеседования, открытые занятия, презентации.
развитие творческой самостоятельности, фантазии, умения
использовать имеющиеся знания и опыт в практической
деятельности.
■ ознакомление со способами деятельности - выжигание по
дереву
■ овладение основами, умениями техники выжигания
■ соблюдение правил и требований техники безопасности

■ развитие интереса к изучению искусства выжигания
■ формирование способности к самостоятельной работе с
выжигательным прибором.
Планируемые
результаты

Первого года обучения учащиеся знают: - что такое
выжигание; - ведущие элементы изобразительной грамоты
(линия, штрих, тон в рисунке) и применение в выжигании; средства выражения изобразительного искусства; разновидности природных материалов; - что такое аппликация; как готовится поверхность заготовки для выжигания; - способы
нанесения рисунка на основу; - устройство электровыжигателя; способы декоративной отделки изделия; - правила санитарии,
гигиены и безопасности труда и соблюдать их;
Умеют: - организовывать рабочее место; - выполнять операции
зачистки и шлифовки; - переносить рисунок на основу; правильно пользоваться устройством для выжигания; выполнять аппликацию; - иметь навыки контурного выжигания;
- делать простейшие приемы штриховки.
Могут: Пользоваться устройством для выжигания, готовится
поверхность заготовки для выжигания, выполнять аппликацию;
Владеть техниками и приемами выжигания по дереву, самостоятельно выполнять несложные изделия.
Учащиеся второго года обучения знают: - приемы выжигания;
- виды древесных материалов; - графическую грамоту - что такое
масштаб; - понятие светотени и тона. - правила санитарии,
гигиены и безопасности труда и соблюдать их;
Умеют: - составить композицию и объединить ее в единое
целое; - иметь навыки в самостоятельном планировании работы;
-уметь эстетически правильно оформить изделие, дополнить его
декоративными элементами; - выполнять операции зачистки и
шлифовки; - иметь навыки силуэтного выжигания; - делать
обработку лакокрасочными материалами.
Могут: Выполнять операции зачистки и шлифовки, эстетически
правильно оформить изделие, делать обработку лакокрасочными
материалами. Могут владеть техниками и приемами выжигания
по дереву, самостоятельно выполнять изделия. Занятия по
выжиганию чередуются с занятиями по работе с природным
материалом и изобразительного искусства. Учащиеся знакомятся
с технологией выжигания, видами изобразительного искусства,
природными материалами. Используется групповая
(фронтальная) форма организации работы, при которой все
одновременно выполняют одно задание.

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
кол-во учебных
недель /часов

40

сроки и
продолжительность
каникул
сроки проведения
аттестации

летний период, 3 месяца

аттестация не предусмотрена

режим занятий

1 раз в неделю

Учебный (тематический) план
№
1
2
3
4.
5.
6
7

Название темы
Введение в мир выжигания
Приборы для выжигания
Виды и способы выжигания
Выжигание непрерывной линией
Выжигание точечным способом
Выжигание смешанным способом
Итоговые занятия

Кол-во часов
3
4
3
10
5
10
4

Тематическое планирование
старшая группа
Месяц

Л

С-

ю
д
н

24
о

Программное содержание
Вводное
1. Беседа «Выжигание по дереву - составная
часть декоративно-прикладного искусства»
2. Демонстрация готовых изделий
3. Знакомство с выжигательным аппаратом
Прибор для выжигания
1.Правила пользования выжигательным
прибором.
2. Инсценировка «Ток - вещь полезная, но не
безопасная»
3.Электробезопасность при работе.
4.Пробная работа. Контурное выжигание на
материале по образцу.

Всего
занятий

Количеств
о часов

1
25 мин
1
1

25 мин
25 мин

1

25мин

1

25 мин

1
1

25 мин
2 5мин

А
я.
VO

«о
я

я
.0*

лV
п

Виды способов выжигания
1. Беседа «Виды древесины. Материал для
выжигания»
2. Подготовка материала к работе.
3. Контурное выжигание рисунка способом
непрерывной линии на доске с готовым
рисунком.
Художественное оформление работ
4. Беседа «Особенности росписи по дереву»
Раскрашивание работы.
Выжигание непрерывной линией на
тему
«Дары осени»
(листья, грибы, ягоды, овощи, фрукты)
1. Беседа по теме.
2. Выбор рисунка.
3. Перенос рисунка на доску.
4. Выжигание рисунка способом непрерывной
линии.
5. Раскрашивание работы.
Выжигание непрерывной линией на
тему
«Новый год»
(новогодние украшения, Дед Мороз,
Снегурочка и т.д.)
1. Беседа по теме.
2. Выбор рисунка.
3. Перенос рисунка на доску.
4. Выжигание рисунка способом непрерывной
линии.
5. Раскрашивание работы.

1

25мин

1
1

25 мин
25 мин

1

25мин

1
1
1
1

25мин
25 мин
25 мин
25мин
25мин

1

1
1
1
1

25мин
25 мин
25 мин
25мин

1

25мин

1
1
1
1
1

25мин
25 мин
25 мин
25мин
25мин

1
1
1
1

25мин
25 мин
25 мин
2 5мин

1

25мин

Выжигание точечным способом на тему
«Животные»
А

«а
о
я
к

Я
Си

я
■е-

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.
5.

Беседа по теме.
Выбор рисунка.
Перенос рисунка на доску.
Выжигание рисунка точечным способом.
Раскрашивание работы.
Выжигание одним из изученных
способов на тему «Защитники
отечества»
Беседа по теме.
Выбор рисунка.
Перенос рисунка на доску.
Выжигание рисунка одним из изученных
способов.
Раскрашивание работы.

март

1.
2.
3.
4.
5.

Выжигание одним из изученных
способов на тему «Цветы для мамы»
Беседа по теме.
Выбор рисунка.
Перенос рисунка на доску.
Выжигание рисунка одним из изученных
способов.
Раскрашивание работы.

Свободное творчество
1. Выбор рисунка.
2. Перенос рисунка на доску.
3. Выжигание рисунка одним из изученных
способов.
4. Раскрашивание работы.

л
ч
а
к
Л

Итого:

1
1
1
1

25мин
25 мин
25 мин
25мин

1

25мин

1
1
1

25мин
25 мин
25 мин

1
40

25мин
16 ч. 40 мин

Учебный план
Количество тем
7

Время одного занятия
30 мин

Учебное время
16ч. 30 мин

Тематическое планирование
подготовительная группа
Меся
Ц

а
Ю
к
X

о

Программное содержание

1.
2.
3.
4.
5.

л

1а.
C
и
о
в

1.
2.
3.
4.
5.

Всего
занятий

Количество
часов

Введение
Повторение изученного
Техника безопасности
Выбор рисунка.
Выжигание рисунка любым изученным в
старшей группе способом.
Раскрашивание работы

1
1
1
1

30 мин
ЗОмин
30 мин
ЗОмин

1

30 мин

Выжигание на деревянной основе разной
формы (круг, квадрат, ромб и др.)
Беседа «Орнамент».
Дидактическая игра «Выложи орнамент»
Перенос орнамента на доску.
Выжигание орнамента контурным
способом.
Раскрашивание работы.

1
1

30 мин
ЗОмин

1
1

30 мин
30 мин

1

30 мин

а
Ю
Л
<£

5.

Разработка изделий на тему
«Новый год»
Беседа по теме.
Разработка сюжета.
Перенос рисунка на доску.
Выжигание рисунка точечным способом с
использованием фоновых штриховок.
Раскрашивание работы.

1.
2.
3.
4.
5.

Силуэтный способ выжигания на
тему
«Герои сказок»
Беседа по теме.
Выбор рисунка.
Перенос рисунка на доску.
Выжигание рисунка силуэтным способом.
Раскрашивание работы.

1.
2.
3.
4.

•в

ал
и
я
я

я
ч
«
а

CQ

я
ч
о
&
=
л

30 мин
ЗОмин
30 мин
30 мин

1

30 мин

1
1
1
1

30 мин
ЗОмин
30 мин
ЗОмин

1

30 мин

1•
1
1
1

30 мин
ЗОмин
30 мин
30 мин

1

30 мин

Свободное творчество
1. Выбор рисунка.
2. Перенос рисунка на доску.
3. Выжигание рисунка одним из изученных
способов.
4. Раскрашивание работы.

1
1
1

30 мин
ЗОмин
30 мин

1

30 мин

Выполнение работы для конкурса
1. Выбор рисунка.
2. Перенос рисунка на доску.
3. Выжигание рисунка одним из изученных
способов.
4. Раскрашивание работы.

1
1
1

ЗОмин
ЗОмин
30 мин

1

30 мин

33

16ч.ЗО
мин

1.
2.
3.
4.

5.

а
л
S

Выжигание готовых изделий
(разделочные доски, подставки под горячее
и др.)
Беседа по теме.
Выбор рисунка.
Перенос рисунка на доску.
Выжигание рисунка одним из изученных
способов.
Раскрашивание работы.

1
1
1
1

Итого:

Условия реализации программы
Материально
техническое
обеспечение
Информационное
обеспечение
Кадровое
обеспечение
Методические
материалы

Приборы для выжигания, досочки (заготовки из дерева), простые
карандаши,наглядные пособия, плакаты по декоративному
творчеству.
Аудио, фото, видео, интернет источники
ДОП программу «Выжигание по дереву» реализует воспитатель
Лескова Ольга Николаевна
Для успешной реализации данной программы используются
современные методы и формы занятий, которые помогают
сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду
деятельности. Это беседы, из которых дети узнают много новой
информации, практические задания для закрепления теоретических
знаний и осуществления собственных незабываемых открытий.
Занятия сопровождаются использованием репродукций, картин
русских художников, зарисовок. Программнометодическое и
информационное обеспечение помогают проводить занятия
интересно и грамотно. Разнообразные занятия дают возможность
детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность,
способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При
организации работы необходимо постараться соединить игру, труд
и обучение, что поможет обеспечить единство решения
познавательных, практических и игровых задач.

Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
Результаты работы могут быть представлены в форме коллективных и персональных
выставок творческих работ обучающихся, итоговых занятий, которые могут проводиться
в форме викторин, интеллектуальных игр и игровых программ. Хорошим средством
подведения является реализация коллективно-творческих проектов, в которых каждый
воспитанник занят конкретно своим заданием. Итоговые работы выполняются
обучающимися к концу каждого полугодия , итоговые занятия проводятся в конце
учебного года.

Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
Норма Грегори Выжигание по дереву, 2007г.
Программа Куруленко Т.Ю. педагога д. о. Дома детского творчества г. Углич.
Стефан Пул «Выжигание по дереву», Москва: «Арт - Пресс», 2008г.
Стефан Пун Выжигание по дереву, 2007
Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение,
1981.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».