ДООП Юные исследователи

Управление образования ГО Ревда
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50
ПРИНЯТА:
на заседании Педагогического совета
МАДОУ детский сад № 50
17 августа 2023
Протокол № 1

УТВЕРЖДЕНА:
Заведующий МАДОУ детский сад
№ 50 Н.Н.Юндина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юные исследователи»
естественнонаучной направленности
для детей 5-6 лет
Срок реализации 1 год

Автор разработчик: Копылова Оксана
Сергеевна, воспитатель

г. Ревда

Пояснительная записка
Нормативно­
правовые основания

Направленность
Актуальность

Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам (Приказ Министерства просвещения РФ от
9.11.2018 г. № 196)
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»)
Концепция развития дополнительного образования
детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31
марта 2022 г. № 678-р);
Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении
СанПиН
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Методические рекомендации ФГБНУ «Институт
изучения детства, семьи и воспитания»»// Москва: Институт
изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.
Ест ест веннонаучная

Исследовательская, поисковая активность — естественное
состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском
поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок
уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание
мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее
стремление к исследованию порождает исследовательское
поведение и создает условия для того, чтобы психологическое
развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе
саморазвития.
Детское
экспериментирование
средство
интеллектуального развития дошкольников, ознакомления
детей с окружающим миром. И поскольку деятельность носит
интегрированный характер, она позволяет реализовать большое
количество задач всех пяти образовательных областей
федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования.

Отличительные
особенности

Адресат
общеразвивающей
программы

Уровень ДОП
Режим занятий
Объем
Срок освоения
Особенности
реализации ДОП.
Особенности
организации
образовательного
процесса

Формы обучения

Отличием данной программы является то, что поисковая
деятельность принципиально отличается от любой другой тем,
что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не
сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это
накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в
поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и
носят пробный характер.
Программа предназначена для детей 5-6 лет.
Возраст до пяти лет - это средний дошкольный период.
Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это
период интенсивного развития и роста детского организма. На
данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно
совершенствуются познавательные и коммуникативные
способности.
Интенсивно
развиваются
продуктивные
виды
деятельности, которые способствуют развитию творческого
воображения и самовыражения ребенка.
Продуктивные виды деятельности в пять-шесть лет
приобретают целостные формы поведения, где требуется
целеполагание, планирование деятельности, осуществление
действий, контроль и оценка. Продуктивные виды деятельности
могут осуществляться в ходе совместной деятельности.
Стартовый (минимальная сложность освоения
предлагаемого материала)
Количество часов/занятий в неделю: 1
Продолжительность занятий: 20 минут
Кол-во учебных часов, запланированных на весь период
обучения: 36 час
1 учебный год
Гибкая форма организации экспериментальной
деятельности позволяет учитывать индивидуальные
особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень
установления причинно-следственных связей, выявление
закономерностей и другие факторы. Состав группы
одновременно работающих детей может меняться в
зависимости от вышеуказанных причин.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде.
Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это
может индивидуальная презентация, показ, круг.
Если ребенок ранее не посещал кружок, он может включиться
в деятельность на любом этапе.
Программа рассчитана на все категории детей дошкольного
возраста, в том числе детей с ОВЗ и одаренных.
Очная

Перечень видов
занятий
Перечень форм
подведения
результатов ДОП
Цели ДОП

Задачи

Занят ия, экскурсии, проведение опытов, игры , совм ест ная и
сам ост оят ельная деят ельност ь
Беседа, вы ст авка, презент ация, ф ест иваль, т ворческий
от чет , олим пиада и др.

Цель программы - развитие у детей познавательной
активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению посредством
экспериментальной деятельности.
• Обучающ ие
Активизировать речь и обогащать словарь детей
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде,
удовлетворять детскую любознательность.
• Развиваю щ ие

Расширять представлений детей об окружающем мире через
знакомство с элементарными знаниями из различных областей
наук.
Развивать умственные способности детей.
• В оспит ат ельные

Формировать социально-личностные качества ребенка:
наблюдательность, коммуникабельность, самостоятельность,
элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный
мир, следовать доступным экологическим правилам в
деятельности и поведении.
В результате освоения содержания программы предполагается
формирование
у
воспитанников
устойчивых
естественнонаучных знаний и представлений, формирование
исследовательских умений, а также самостоятельности в
процессе эксцериментальной деятельности, применении знаний
на практике.

Планируемые
результаты

Комплекс организационно-педагогических условий
К алендарны й учебны й график

кол-во учебных
недель /часов
сроки и
продолжительность
каникул
сроки проведения
аттестации

36/36

май-сентябрь/4 недели

Сентябрь/май

режим занятий

Четверг: 15.30-15.55

Учебный (тематический план)
№

Название темы

Кол-во часов

1

Вода

2

Воздух

4
4

3
4

Почва
Магниты

4
4

5

Лёд

3

6

Материалы

4

7

Лаборатория огородных наук

4

8

Свет

4

9

Магические фокусы

4

ИТОГО:

35

Содержание учебного (тематического) плана

Дата

Тема
Беседа: диагностика
познавательно экологических знаний.

Определение уровня знаний
детей

Волшебница-вода

Создать целостное
представление о воде, как о
природном явлений; Дать
понятие о значимости воды в
жизни человека. Воспитывать
бережное отношение к воде.

Свойства воды

Познакомить со свойствами
воды (жидкая, прозрачная, без
запаха, без вкуса; приобретает
форму сосуда, в который её
наливают)

сентябрь

Вода

Задачи

Дождь в банке

Воздух

Воздух - первое
знакомство: вдох выдох

Поиск воздуха
л
о.

ю

Прогулки невидимки

и
н
а
о

Воздух работает

Почва

Знакомимся с песком и
глиной

Продемонстрировать детям,
каким образом происходит
круговорот воды в природе
Дать представление о том, что
человек не может жить без
воздуха. Понаблюдать за
процессом дыхания человека,
Обнаружить воздух в
окружающем пространстве.
Дать представление об
использовании свойств воздуха
человеком, показать, как можно
поиграть с воздухом
Дать детям представление о
том, что воздух может двигать
предметы (парусные суда,
мельницы и т.д.)
Познакомить
с
такими
компонентами
неживой
природы, как песок и глина, и их
свойствами; показать, чем они
похожи и чем отличаются.

л

Он
Ю
оя
я

Свойства песка и глины

Цветной песок
Игры с песком
Магниты

Волшебная рукавичка

Действие магнита на
металл

декабрь

Фокусы с магнитом
Игра «Рыбалка»

Учить детей самостоятельно
выделять свойства песка и
глины
Познакомить детей со способом
изготовления цветного песка
Закрепить свойства песка в
игровой форме
Выяснить способность магнита
притягивать
некоторые
предметы.

Расширять
логический
и
естественно научный опыт
детей, связанный с выявлением
таких свойств магнитов как
притягивание металла.
Познакомить детей с действием
магнита через другие предметы
В игровой форме закрепить у
детей свойства магнитов

январь

Лёд

Вода превращается в
лёд

Продемонстрировать детям как
вода превращается в одно из
своих агрегатных состояний лёд

Где быстрее?

Выявить условия изменения
агрегатных состояний жидкости
(лед —> вода, вода —> лед).
Выявить
какие
вещества
замерзают, а какие нет
Узнавать предметы из дерева,
определять его качественные
характеристики
(структура
поверхности, цвет) и свойства
(плотность,
горение,
впитываемость)
Узнавать предметы из металла,
определять его качественные
характеристики
(структура
поверхности, цвет) и свойства
(теплопроводность, ковкость,
металлический блеск).
Узнавать вещи, изготовленные
из резины, определять ее
качества
(структура
поверхности,
толщина)
и
свойства (плотность, упругость,
эластичность).

Замёрзнет или нет?
Материалы

Дерево

февраль

Металл

Резина

Лаборатория
огородных наук

Пластмасса

Узнавать вещи из пластмассы,
определять
ее
качества
(структура
поверхности,
толщина, цвет) и свойства
(плотность,
гибкость,
плавление, теплопроводность).

В маленьком семени
прячется растение

Учить
различать
семена
различных
растений.
Рассмотреть
их
строение.
Попробовать
«разбудить»
семена.
Дать
детям
понятие
о
необходимости тепла, света и
влаги для роста растений.

н
а.
Л
Что нужно растениям
для жизни?

Свет

Лабиринт

Установить, как растение ищет
свет.

Посадим огород

Провести
опыт
по
проращиванию в различных
условиях лука и гороха.
Показать
значение
света.
Объяснить, что источники света
могут быть природные (солнце,
луна) и искусственные (лампа,
свеча, фонарик)
Познакомить с образованием
тени от предметов, установить
сходство тени и объекта, создать
с помощью теней образы
Дать понять, что отражение
солнечных лучей возникает на
гладких
блестящих
поверхностях, научить пускать
солнечных зайчиков (отражать
свет зеркалом).

Свет повсюду

Свет и тень

л

ч
о
а
е
Я

Поймаем солнечного
зайчика

Радуга - дуга
Волшебный шарик

Тайный похититель
варенья

Познакомить
с
понятием
«отпечатки пальцев», показать
способ их
получения.

Естественная лупа

Показать способ увеличения
мелких предметов без помощи
лупы.
Определение уровня знаний
детей

май

Магические
фокусы

Показать способ, как можно
увидеть радугу в комнате
Показать способ, при котором
можно проткнуть воздушный
шарик так, чтобы он не лопнул.

Беседа: диагностика
познавательно экологических знаний.

Условия реализации программы
Материально
техническое
обеспечение

Основное оборудование:

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Приборы - помощники: увеличительные стекла, компас,
магниты, песочные часы и д.р.
Разнообразные сосуды из различных материалов, разного
объема и формы
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
шишки, листья деревьев, семена;
Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани,
дерева, пробки, пластмассы и др.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная,
копировальная;
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые
красители;
медицинские материалы (пипетки, мерные ложки,
шприцы и д.р);
технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и
д -р -);
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль,
сахар, сито,свечи.

Д о п о лн и т ельн о е оборудование:

•

•
•
Информационное
обеспечение
Кадровое
обеспечение
Методические
материалы

специальная одежда (халаты, фартуки);
контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
карточки-схемы проведения эксперимента;

Аудио, фото, видео, интернет источники
Воспитатель высшей квалификационной категории
Копылова Оксана Сергеевна
1. Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение»;
2. Дыбина О.В. и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные
опыты и эксперименты в детском саду);
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
«Ребёнок в мире поиска»
4. Идом X., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой,
магнитами, светом, зеркалами».Прохорова Л.Н.
«Организация экспериментальной деятельности
дошкольников»;
5. Шапиро А. И. « Секреты знакомых предметов».

Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
Форма: наблюдение, диагностические ситуации и задания.

Критерии оценивания усвоения знаний, умений, навыков по экспериментальноисследовательской деятельности:
Высокий (3 балла):
Познавательное отношение устойчиво.
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.
Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает
гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и
доказательствами
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и
материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами,
назначением.
Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге
со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.
Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие
полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные,
последовательные, причинные связи. Делает выводы.
Средний (2 балла):
В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.
Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого.
Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с
небольшой помощью других (сверстников или взрослого).
Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.
Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и
свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.
Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам.
Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий (1 балл):
В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.
Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может
выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или
взрослого).
Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.
Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, но не учитывает их качества
и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.
Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.

Список литературы
6. Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение»;
7. Дыбина О.В. и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в
детском саду);
8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Ребёнок в мире поиска»
9. Идом X., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом,
зеркалами».

10. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду»;
11. Ковинько Л. В. «Секреты природы - это интересно»;
12. Левитман М. X. «Экология - предмет: интересно или нет?»;
13. Николаева С.Н.; сост. Горбашов Г. и др. «Организация экспериментальной
деятельности дошкольников» (методические рекомендации);
14. Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»;
Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М.:
Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.
15. Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;
16. Шапиро А. И. « Секреты знакомых предметов».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».